Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Лестница — как ее форма, так и местоположение — наиболее сложный и ответственный момент в проектировании жилого дома.

От размещения лестницы зависит вся остальная планировка и объемное построение особняка. Во многом благодаря форме лестницы определяется восприятие всего пространства жилого дома. Не случайно наибольшая выразительность архитектуры дворцов и парадных особняков барокко, ампира и модерна всецело определяется разнообразием конфигураций лестниц и их архитектурного убранства. Данный материал, предназначенный для проектировщиков и заказчиков жилых домов, посвящен лестнице. В нем дан исторический экскурс, посвященный развитию форм лестницы. Лестницы разных форм — это как бы разные гармонические темы для архитектуры дома. Но для застройщиков мы приведем и партитуры — практические правила построения и конструирования лестниц, а также отдельные рабочие чертежи. Кроме того, нельзя не затронуть такое направление, как лестницы последнего поколения, пришедшие к нам с развитием «хай-тека» и новых технологий конструирования.

Немного истории

Монументальные каменные наружные лестницы Древней Греции и Древнего Рима и сей день служат образцами входов в дом. Но в расположенные выше земли этажи домов эллинистического и даже средневекового периода, в том числе строившиеся в Киевской Руси, вели открытые или закрытые легкими навесами наружные лестницы, пространственно разобщенные с интерьером. Одновременно существовала культура строительства лестниц скрытых в толще стен или заключенных в стены башен. Последний прием характерен для замков и крепостей. В редких случаях, таких как палаццо Минелли в Венеции, ажурная башня подхватывает винтообразную природу пристроенной лестницы и переносит ее на фасад, преподнося изумленным зрителям фантасмагорию в духе древних рисунков о строительстве Вавилонской башни. Прием приставной лестницы-спирали в последующем переживает волну популярности во Франции — например, в сооружении дворца Франциска I в Блуа (XVI в.). Аналогичная ажурная лестница во дворце в Шамборе (рис.2) попадает уже в интерьер.

 

Ренессанс

Следует констатировать, что в полной мере слияние интерьера дома и лестницы происходит в эпоху Ренессанса. В период Возрождения в палаццо или в дворянском дворце пространство вокруг лестницы становится изысканным и респектабельным. К числу проектов, которые преподнесли величественные композиции из лестниц и послужили катализатором творчества для многих архитекторов, нужно отнести двор Бельведер в Ватикане (архитектор Браманте), в котором для связи нескольких уровней террас использованы монументальные лестницы-пандусы спиралеобразной

Примером создания помещения, в котором архитектурными средствами отображен своеобразный культ лестницы, служит библиотека Лауренциана во Флоренции по проекту Микеланджело. Стараясь придать лестнице особое значение, Микеланджело строит помещение при ней подчеркнуто высоким. Эта высота лестничного вестибюля контрастирует с относительно небольшой высотой помещений самой библиотеки. Динамизм, пластическая активность лестницы силами Микеланджело предвосхитили наступление барокко — золотого века для парадных лестниц.

Вилла папы Юлия III продемонстрировала симметричные полуциркульные лестницы входа, нарисованные Виньолой.

Этот прием симметричных полуциркульных лестниц получил наиболее выразительное воплощение в гениальном произведении Виньолы — замке Фарнезе близ Витербо.

Полуциркульные лестницы на подходе к замку сменяются сходящимися и расходящимися (т. н. «палладианскими») лестницами входа в замок. В одном из углов дворца-пятигранника расположена великолепная спиралеобразная лестница-пандус. Она ведет лишь до второго этажа, а выше поднимаются скрытые в толще стен винтовые лестницы.

Симметричные — разветвляющиеся, встречные, скрещивающиеся, прямые и расширяющиеся лестницы архитектора Палладио вместе с его трактатом по ордерной архитектуре, по сути предвосхитили культуру всего классицизма и, в частности, стиля ампир.

Барокко

Культура барокко и в последующем ампира делают лестницу главным элементом композиции жилого дома (например, палаццо Кариньяно (рис.9), палаццо Мадама в Турине (рис.8), дворцы Версаль и Фонтенбло близ Парижа). Лестница перестает быть просто коммуникацией и занимает обширное пространство в площади дворца или особняка. Нередко (дворец в Брюлле, Зимний дворец в Петербурге) лестницам отводятся огромные залы, и они экспонируются в многоцветных пространствах, как своеобразное крупномасштабное сокровище. Иногда в большое ювелирное произведение превращаются и входные лестницы, как, например, лестница входа в один из дворцов Праги (рис.7), украшенная множеством статуй.

 

 Апофеоз барокко приводит к значительному усложнению конфигурации лестничных маршей (расширяющиеся, заоваленные, ветвящиеся лестницы), усложнению формы ступеней в лестничных маршах, особенно начальных, к экспрессивным формам ограждений. Последующая культура ампира вновь возвращает к чистой геометрии, хотя уже в полной мере использует арсенал приемов, накопленных барокко. 

ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКИХ ЛЕСТНИЦ

Главная лестница во дворце, особняке или усадьбе классицистического направления, которое, кстати, существовало не только в эпоху ампира, но не теряет актуальности и в современной европейской и американской архитектуре, должна отличаться парадностью и изысканностью форм, и в архитектуре дома ей придается первостепенное внимание. Главные лестницы являются ключевым композиционным узлом классицистической усадьбы или дворца. Эти лестницы в сочетании с вестибюлем и входом обычно располагают по осям здания. Различаются прямые, ломаные, витые и круглые лестницы. 

В зависимости от пропорций помещения для лестницы — лестничной клетки, входного вестибюля или холла — отдается предпочтение прямой или ломаной лестнице. Иногда прямая лестница с несколькими промежуточными площадками является достаточно официальной и строгой, но выразительной. Лестница, состоящая из нескольких маршей, поворачивающихся под углом, хороша для организации пространства многосветного холла. Более парадной лестницей, свойственной вес­тибюлю, является делящаяся лестница, ко­торая начинается с одного центрально рас­положенного марша, который на уровне промежуточной площадки сообщается с двумя маршами на следующем уровне. Бо­ковые марши обычно проектируют уже центрального. Наиболее красивый вариант такой лестницы, когда марши ответвления приобретают полукруглую форму (рис.13), а тетивы и ступени среднего марша изгибаются для его расширения у начала. Первая ступень выходит овальными закруглениями за границы тетив или начальных столбцов. 

Один из элегантных типов классической лестницы — дугообразная лестниц, которая обычно закрепляется консольно в полукруглой или круглой стене. Движение по такой лестнице, если она правильно запроектирована, достаточно комфортно. При этом поворот и одновременный подъем (или снижение уровня обзора) при движении обеспечивают постоянное изменение точки и угла наблюдения, что создает множество необычных визуальных эффектов в интерьере — особенно в том случае, когда в геометрическом центре дуги расположен оригинальный объект убранства (скульптура, фонтан или богатая люстра).

 

 

 

В верхних уровнях дома, а также для сообщения между второстепенными пространствами обычно применяются простые 1—2-маршевые лестницы, однако допускаются винтовые лестницы. Они незаменимы в условиях ограниченного пространства, а кроме того, может быть весьма выразительным объектом в интерьере. Классические лестницы имеют два основных типа ограждений. Первый тип — балюстрады — ряды каменных или гипсовых балясин. Ими обрамлялись массивные наружные лестницы и иногда лестницы первого этажа. Второй тип — облегченные ограждения. Как правило, это регулярные по рисунку стальные, бронзовые или чугунные решетки. 

ЛЕСТНИЦЫ МОДЕРНА

Начало XX века характерно активным поиском новых направлений в архитектуре, которые известны в разных странах под различными названиями — «ар нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «сецессия» или «сецессион» в центральной Европе. В России это направление получило название «модерн». В особняках этого направления лестница приобретает значение органичного, но очень активного в композиции элемента. Она получает более вольную конфигурацию в плане с использованием скошенных (т. н. забежных) ступеней и заоваленных, свободных по линии плана внешних контуров. Конфигурация самих ступеней часто становится криволинейной, со сложными линиями сопряжения полуциркульных и даже параболической формы кривых. Лестницы в особняках Антонио Гауди (рис.18), Виктора Орта, Отто Вагнера или Федора Шехтеля (рис.16, 17) демонстрируют виртуозность трактовки «модерновой» лестницы — как ураганный шлейф ударов бича, виноградный плющ, развивающийся под порывами ветра или морскую волну, спускающуюся по синусоиде поручня.

К слову следует отметить, что, несмотря на экстравагантную, внешне импровизационную форму, лестницы, построенные в лучших особняках модерна, исключительно удобны и функциональны, поскольку тщательно рассчитывались с учетом антропометрических данных.

О том, как научиться рассчитывать лестницу, расскажем ниже.

РАСЧЕТ И КОМПОНОВКА ЛЕСТНИЦЫ

В работе композитора возвышенный момент — рождение мелодии и гармонии. Но ремеслом композитора является написание партитуры. Пришло время и нам перейти к архитектурной партитуре. Для начала познакомимся с элементами антропометрии и другими нормативами. Лестницы должны быть удобными и безопасными для передвижения по ним. Практикой установлено, что для этого высота ступени (подступенок) должна быть не менее 15 см и по возможности не более 18 см (рис.19); удвоенная высота подступенка, сложенная с шириной ступени (проступью), должна равняться среднему шагу человека, т.е.


Рис.19. Построение ступеней и выбор ширины маршей

2 h + Ь = 60 - 64 см.

Количество ступеней в одном марше должно быть не менее 5 и не более 18. Некоторые исключения из приведенных правил допускаются только для маршей, которыми пользуются редко, например, для подвальных и чердачных лестниц.

Площадки и марши должны быть ограждены перилами высотой не менее 0,9 м.

Определение размеров лестниц.

Для того чтобы определить размеры лестницы, необходимо установить высоты этажей, выбрать схему лестницы и размеры ступеней. Размеры ступеней принимаются стандартные или по формуле, приведенной выше. На основании этой формулы на рис.20 приведена таблица размеров ступеней. Для главных и основных лестниц подступенки делают высотой в 15—16 см, проступи — шириной не менее 28 см. В наружных и запасных лестницах, подвальных и чердачных маршах подступенки могут быть до 18 см, а проступи ширинейной лестницы размеры проступи (горизонтального участка ступени) принимаются расчетными по середине ступени. 

После принятия решения о размерах ступеней производится разбивка лестницы. На рис.21 представлен график уклонов пандусов лестниц и приставных лестниц. Согласно этому графику пределы применения пандусов — от 0° до 20°, лестниц — от 20° до 45°, приставных лестниц — от 45° до 90°. При этом на графике заштрихованы области уклонов наиболее удобных для каждого вида этих средств сообщения, например, для пандусов — от 0° до 12°, для лестниц — от 23° до 35° и т. д.

 

Ширина лестничных маршей для удобства пользования лестницей и удобства переноса вещей должна быть:

 

1) в главных и основных лестницах не менее 1,32—1,40 м;

 

2) во вспомогательных (второстепенных) лестницах не менее 1,10м;

 

3) ширина чердачных и подвальных маршей и наружных лестниц должна быть не менее 0,75 м. Ширина площадок должна быть не менее ширины примыкающих к площадке маршей. Иногда ширина площадок определяется требованием удобного поворота переносимых по лестнице предметов: мебели, музыкальных инструментов и т. п. Например, площадки лечебных зданий должны иметь ширину не менее 2,6 м для удобного поворота носилок.

 

Коэффициент естественного освещения должен быть не менее 2,5% в наиболее затемненном месте. Площадь окон в этом случае обычно составляет 1/10 — 1 /14 от площади лестничной клетки.

 

О форме лестниц более детально.

 

Форма лестниц зависит от их назначения и местонахождения и от архитектурного оформления сооружения, в котором они находятся. Чаще всего применяется обычная двухмаршевая лестница. Она, в пределах каждого этажа, состоит из двух

площадок: одной этажной и одной промежуточной и двух, обычно одинаковых, маршей. Двухмаршевые лестницы, особенно без лифта, просты по конструкции, занимают мало места в плане и экономичны по сравнению с другими видами лестниц.

Наряду с двухмаршевыми лестницами в гражданском строительстве довольно часто применяются трехмаршевые лестницы. Они состоят из одной этажной площадки во всю ширину клетки, двух небольших, большей частью квадратных площадок и трех маршей: двух одинаковых, расположенных перпендикулярно к этажной площадке, и одного параллельного ей, соединяющего промежуточные площадки. Трехмаршевые лестницы занимают в плане обычно несколько большую площадь, чем двухмаршевые, но зато форма их плана легко трансформируется от прямоугольника, вытянутого в любом направлении, до квадрата. Вследствие этого трехмаршевые лестницы могут быть применены во всех случаях, когда габариты лестничной клетки ограничены условиями планировки. В трехмаршевых лестницах с планом, близким к квадрату, в промежутке между маршами удобно располагается шахта подъемника, вследствие чего трехмаршевые лестницы часто применяются в зданиях, оборудованных лифтами. Аналогично разобранным выше двухмаршевым лестницам и в трехмаршевых лестницах можно проектировать забежные ступени. 

Особенно разнообразны по форме и расположе­нию главные парадные лестницы. Поэтому описать все имеющиеся решения их не представляется возможным. Для того чтобы дать некоторое представление о наиболее употребительных приемах, рассмотрим несколько примеров. На рис.22 изображена трехмаршевая лестница с опорными столбами (колоннами), используемыми для поддержания маршей, площадок и архитектурного оформления лестницы. На рис.22 фиг.2 изображена лестничная клетка, имеющая две симметрично расположенные трехмаршевые лестницы. В этом случаесквозь лестничную клетку может быть устроен проход в соседнее помещение. Пространство между маршами может быть использовано как холл. На рис.22 фиг.З показан пример объединения двух трехмаршевых лестниц в одну с общим верхним маршем, имеющим двойную ширину. Аналогично может быть решена лестница с обидим широким нижним маршем, по которому начинается подъем на лестницу. Фиг.4 дает пример соединения в одну лестницу двух двухмаршевых лестниц. В этом случае (см. фиг.2) через лестничную клетку может быть сделан проход в смежное помещение. Фиг.5 дает пример соединения двухмаршевых лестниц путем объединения одного из маршей аналогично примеру, изображенному на фиг.З. В данном случае лестница начинается одним средним маршем. На фиг.4 и 5 между маршами запроектированы средние стены, используемые для поддержания площадок и ступеней. В зависимости от конструктивного решения эти стены могут отсутствовать или быть заменены столбами. Фиг.6 дает пример решения центральной парадной лестницы с прямым ходом на 2-й этаж. Опорами для ступеней и площадок являются идущие по бокам лестницы стены. Поставленные в уровне 2-го этажа, выше стен, колонны служат для поддержания конструкции покрытия и являются в то же время архитектурным оформлением лестницы.  

 

КОНСТРУКЦИИ ЛЕСТНИЦ

 

Лестницы на стальных балках.

 

Достаточно распространены лестницы с несущими конструкциями (площадочные балки, косоуры, тетивы) из стальных балок. Ступени таких лестниц, как правило, делают сборные железобетонные, реже из естественных камней твердых пород (рис.25). Указанные конструкции косоуров, в целом, являются приемлемыми и для лестниц с деревянными ступенями, укладываемыми на каркас из уголков, о котором будет идти речь ниже. Лестничные площадки иногда выполняются из железобетона на месте, однако чаще их собирают из готовых небольших или укрупненных плит. Стальные балки имеют небольшой вес, их удобно обрабатывать, собирать и соединять между собой. Для придания им огнестойкости и из эстетических соображений их часто обтягивают сеткой и оштукатуривают. Из стальных балок могут быть лестницы: 1) с косоурами и 2) с тетивами.

Тетивы располагают сбоку от ступеней, поэтому их необходимо делать из швеллеров, опирая ступени на их нижнюю полку. Высота швеллера должна быть такова, чтобы внутри профиля поместилась ступень. Косоуры располагают под ступенями. Поэтому их можно сделать минимальной высоты по расчету из двутавров, которые к тому же легче швеллеров, эквивалентных им по прочности (рис.23). Из изложенного следует, что лестницы с косоурами требуют меньшей затраты металла и поэтому чаще

 

применяются в строительной практике. За границей стальные тетивы применяются часто, причем там тетивы делают из специальных штампованных швеллеров, имеющих большую высоту и малый вес.

 

Сопряжение косоуров с площадочными балками влияет на архитектурное и конструктивное решения деталей лестниц, на способы укладки площадочной плиты, форму фризовых ступеней, решение штукатурных профилей и т. п. Важнейшей особенностью трехмаршевых лестниц являются конструкции, поддерживающие промежуточные площадки, расположенные на разных уровнях, вследствие чего они не могут быть поддержаны прямой балкой, как это делается в двухмаршевых лестницах. Поэтому площадки и средний (параллельный этажной площадке) марш поддерживаются одним из указанных на рис.26

 

Железобетонные лестницы.

 

Железобетонные лестницы могут быть монолитными или сборными. Опалубки монолитных лестниц сложны, они настолько затрудняют производство работ, что в последнее время в нашей практике почти не применяются. Тем не менее, для осуществления индивидуальных входов здания мы весьма часто сталкиваемся со строительством монолитных лестниц, которые отливаются в индивидуальную опалубку из досок. Марши сборных железобетонных лестниц зависят от применяемых серий каркасов или типовых блок-секций. Строительство лестниц из таких маршей несложно, но, как правило, не позволяет получить индивидуальную композицию, как впрочем и учесть параметры этажей особняка или индивидуального дома. Это скорее исключение из правил, чем правило в индивидуальном доме. Преимуществом железобетонной лестницы является ее негорючесть, поэтому она незаменима, как путь эвакуации в здании с большим количеством людей.

 

Деревянные лестницы.

 

Простейшим видом деревянных лестниц являются так называемые приставные (рис.27), которые могут делаться переносными или наглухо закрепленными. Приставные лестницы состоят из двух брусьев, расставленных на расстоянии 40—60 см, в которые через промежутки в 35—40 см врезаются (фиг.1) или вдалбливаются (фиг.2) поперечины, служащие ступенями. Такие лестницы непригодны для массового передвижения. Поэтому их применяют в качестве временных или в местах, где ими пользуется ограниченное число людей в особых случаях, например, для осмотра чердака, крыши, в пожарных целях и т. д. На фиг.5,6 и 7 изображена так называемая палубная приставная лестница. Она состоит из двух круто поставленных тетив, к которым через промежутки в 25—30 см (по вертикали) прибиты или врезаны дощатые ступени.

 

Деревянные лестницы на тетивах. 

На рис.28 изображена конструкция нормальной деревянной двухмаршевой лестницы. Площадки лестницы поддерживаются площадочной деревянной балкой и покрываются дощатым 5-сантиметровым настилом (фиг.З и 6). Марши выполнены по двум тетивам из досок толщиной не менее 70 мм. В тетивах выдолблены пазы глубиной в 2,5—3 см, в которые вставлены ступени из 5-сантиметровых досок и подступенки толщиной в 2,5 см. При большой ширине ступени делаются составными из двух досок, соединенных шпунтом и шпонками. 

марш, подшитый и оштукатуренный снизу. Между штукатуркой и подшивкой весьма желательно расположить слой изоляции из рулонных материалов: для предохранения штукатурки от подтеков при мытье лестницы и т. п. Тетивы могут опираться непосредственно на площадочные балки или врубаются шипом в стойки перил, опирающиеся на площадочную балку. В трехмаршевых лестницах площадки делают на консолях, заделанных в стену. Тетивы трехмаршевых лестниц упирают в площадки. Устройство марша по деревянным косоурам. К косоурам прирезаются косым зубом кобылки, к которым прибивают ступени и подступенки. Ограждение деревянных лестниц устраивают также из дерева. Иногда в качестве ограждения применяют деревянную балюстраду, в которой отдельные балясины крепятся простыми шипами соответственно в тетивы и в поручень.

 

Винтовые лестницы.

На рис.29 приведены 4 типа винтовых лестниц. Первый тип представляет винтовую лестницу, состоящую из простых клинообразных ступеней, которые опираются своим широким концом на окружающие стены, а узким концом — на средний опорный столб. Средний опорный столб может быть выложен из каменной кладки (фиг. 1 и 2) или составлен из концов самих ступеней (фиг.З и 4). Второй тип представляет винтовую лестницу, отдельные ступени которой консолеобразно выступают из среднего монолитного опорного столба. Этот тип не нуждается в периметральных стенах (фиг.7 и 8). Третий тип отличается от предыдущих типов отсутствием внутреннего опорного столба. Ступени этого типа, аналогично бескосоурным прямым лестницам, плотно заделываются в периметральные стены на глубину 12—25 см (фиг.9 и 10). В стальной или железобетонной конструкции вместо периметральных стен может быть использовано ограждение винтовой лестницы (фиг.5 и 6). Четвертый тип, изображенный на фиг. 11 и 12, представляет собой стальную винтовую лестницу с внутренним опорным стержнем и наружной тетивой вместо периметральных стен. Винтовые лестницы выполняются из камня, бетона, сборного или монолитного железобетона, из дерева или из металла.

 

Наружные входные лестницы.

 

Расположенные у входа в здание наружные входные лестницы состоят из ступеней, стен, поддерживающих эти ступени, и ограждения. Ступени наружных входных лестниц делаются из искусственного или естественного камня и в редких случаях для деревянных домов и во временных сооружениях из дерева. 

В простых случаях, когда входная лестница невелика и располагается около стены и имеет не более двух ступеней, достаточно выпустить из стены несколько рядов кирпичей или камней в виде консолей для поддержания этих ступеней 

Если входная лестница состоит более чем из двух ступеней и, кроме того, имеет площадку, то обязательно устройство отдельного фундамента для них. Такие фундаменты делают в виде самостоятельной опорной стены, параллельной стенам здания, или же в виде отдельных перпендикулярных к зданию фундаментов-бычков, на которые опирают ступени и площадки. На рис.31 изображена входная лестница, состоящая из пяти ступеней и площадки, опирающиеся на две боковые стены фундамента. Лестнице шириной до 1,5—2,0 м достаточно иметь две такие стены под концами ступеней, но при увеличении ширины лестницы число опор должно быть соответственно увеличено. На фиг.З изображено устройство входной лестницы с четырьмя ступенями без фундаментов. Ступени уложены на выступающие из здания консольные концы балок перекрытия подвального этажа. 

Со всех ступеней наружных лестниц должен быть предусмотрен отвод воды. В простейшем случае при небольшом размере лестницы небольшом количестве ступеней, допустимо укладывать ступени с небольшим уклоном наружу, отводя воду наружу непосредственно по ним. Более рационально отводить воду по специальным лоткам, которые устраивают около боковых ограждении лестницы. Такие лотки устраиваются в виде открытых углублений в ступенях или закрытых решетками. Для сбора воды со ступеней в лотки они должны быть уложены с соответствующими уклонами по направлению к лотку. Вода по лоткам отводится в ливневую канализацию.

 

 

ДЕТАЛИ ЛЕСТНИЦ

 

Детали ступеней.

 

Фиг. 1, 2 и 3 представляют варианты профилировки каменных или бетонных ступеней для внутренних лестниц по косоурам. На фиг.4 показаны ступени наружных лестниц. Шов приподнят над поверхностью ступени во избежание затека воды. Фиг.6 дает пример облегченных сборных железобетонных Г-образных ступеней. На фиг.5 показана отделка ступеней линолеумом. Отделка линолеумом ступеней может быть рекомендована для лестниц в лечебных и других зданиях, где из гигиенических или других соображений нежелательно иметь холодные каменные или бетонные поверхности ступеней. На фиг. 10 показана отделка ступеней дубом или другими твердыми породами дерева. Ее применяют главным образом в индивидуальных жилых домах. 

На фиг.7 показана металлическая отделка края ступеней. Таким путем ступень предохраняется от стирания, а рифленая отделка уменьшает ее скользкость. Для отделки бетонных ступеней применяют, кроме рассмотренных материалов, пластинки из резины и настилы из пластмасс, керамические плитки и т. д. На фиг.8 и 9 показаны варианты каменной или бетонной отделки ступеней металлических лестниц. 

Фиг.11 и 12 показывают профили ступеней деревянных лестниц. В массовом строительстве маршей косоурных лестниц наиболее часто начинают одной удлиненной и закругленной начальной ступенью. Марш косоурной лестницы можно начинать двумя удлиненными, а иногда и расширенными ступенями с закругленными концами 

 

О ГРАЖДЕНИЕ ЛЕСТНИЦ

 

Внешний облик лестницы в значительной мере определяется ее ограждением, которое должно быть не только прочным, но и архитектурно выразительным. Ограждения лестниц можно разделить на две группы: решетчатые и сплошные.

 

Решетчатое ограждение состоит из вертикальных металлических стоек и прикрепленного к ним наклонного поручня. Расстояние между стойками решетки должно быть не более 160 мм. Высота поручня должна быть не ниже 900 мм от линии гребня ступеней. Стойки перил заделывают в гнезда, специально сделанные или выдолбленные в торцах (рис.33, фиг.7, 8 и 9) или на верхней поверхности конца ступеней (фиг. 10). Эти гнезда должны отстоять не менее чем на 60 мм от краев ступени, глубина их должна быть тоже не менее 60 мм. Концы стоек после установки в гнездо заливаются цементом или свинцом. На стойки в местах заделки надеваются «башмачки», литые из чугуна, штампованные из меди, железа и т. д., которыми покрывается верх гнезд. К верху стоек прикрепляется лента из полосового железа толщиной в 4—5 мм и шириной в 20—40 мм, к которой шурупами прикрепляют поручень (рис.33, фиг. 15). Поручню придается форма, удобная для схватывания рукой и соответствующая архитектурному оформ­лению лестницы. Поручни делаются обычно из твердых пород дерева (фиг.11—13 и 15), реже из сосны, а также штампованные из металлических листов (фиг. 14) или деревянные с отделкой поверхности металлом. 

Сплошное ограждение лестницы делают большей частью железобетонным; иногда используют его в качестве несущего элемента в виде тетивы, имеющей большую высоту. Поверхности сплошного ограждения облицовывают керамическими плитками, стеклом, деревом и т. д. 

 

КОНСТРУКТОРСКАЯ «ПАРТИТУРА»

 

Сложные формы лестниц сталкивают дизайнера и конструктора с необходимостью применения скрытых стальных косоуров и связующих элементов. Это позволяет закреплять криволинейные лестницы лишь в нескольких точках, обеспечивая иллюзию их невесомости. 

Рабочие чертежи двух лестниц. 

Используя геометрическое 3-мерное моделирование на компьютере (рис.35), сначала архитектор или дизайнер по интерьерам добивается выразительной композиции лестницы. Кривая отрабатывается не только с учетом эстетических критериев, но еще и так, чтобы начало и окончание лестницы происходило в максимально удобных для движения местах. Зачастую это весьма кропотливая работа. Например, представленная на этой странице дугообразная лестница была перерисована автором более 10-ти раз — до тех пор, пока не были удовлетворены соавторы проекта и, в первую очередь, сам заказчик. По центральной линии каждого варианта лестницы производился контроль оптимального соотношения размеров поступей и подступенков в ступенях. 

После утверждения геометрии косоуры, выполняемые из фрагментов швеллера, были разбиты по 3 ступени. Для каждого фрагмента стального косоура был выполнен изготовительный чертеж с наклонными срезами и спиралеобразных очертаний. По расчетам конструктора были определены точки крепления косоуров к стенам и перекрытиям. В пространственной работе каркаса лестницы участвует также обвязка конструкцией из уголков, которая одновременно служит основанием под ступени. Соблюдение расчетных сварных соединений позволяет после выполнения каркаса освободиться от временных опор и сделать пространство под лестницей открытым. Окончательная отделка ступеней и ограждений произведена из дуба, а косая плоскость подпестничного пространства выполнена из гипсокартона.

 

Для другого интерьера потребовалась лестница, запроектированная в духе «сецессии». Каждая ступень имела свои размеры и различную угловую геометрию (рис.37). В результате моделирования оптимальных параметров ступеней косоуры, закрепленные на стене, получили ломаные (близкие к дугообразным) очертания. А внешний косоур, обращенный в интерьер, был смоделирован из достаточно мелких фрагментов с косоугольными срезами краев. Декомпозиция некоторых фрагментов внешнего косоура была уменьшена до размеров одной ступени. Сочленение отдельных частей косоура и встречных стабилизирующих ребер из швеллера контролировалось в плане, разрезе и на 3-мерной модели. Кроме того, делалась проверка отметки каждой из ступеней. 

Для последующей отделки лестницы деревянными проступями и подступенками были выполнены на компьютере шаблоны-выкройки и предоставлены изготовителю в натуральную величину. Отдельный рабочий чертеж регулировал геометрию поручня, а также описывал форму и способ закрепления поддерживающих поручень балясин. 

Конечно, данные примеры не исчерпывают все «кухни» изготовления сложных лестниц из традиционных материалов. Они даны скорее для того, чтобы раскрепостить фантазию заказчиков и архитекторов и доказать, что любые приемы формообразования могут быть описаны конструкторской “партитурой”.

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЛЕСТНИЦ

 

Прогресс в конструировании лестниц не останавливается. Создание лестниц для жилища стало самостоятельной разновидностью производственной деятельности в развитых странах, что привело к целевой разработке деталей и элементов для фирменного изготовления лестниц. В настоящее время лестницы конструируются как мебель и оборудование для интерьеров — из готовых блоков, секций, соединительных узлов. 

Если в примерах, приведенных на предыдущем развороте, конструкторы исходили, из стандартного ассортимента стали и по большей части сварных соединений, фирменные лестницы изготавливаются из специально предназначенных, сконструированных и отработанных промышленными дизайнерами изделий. В этих изделиях используются формы, дизайн которых корреспондируется с общим художественно-конструкторским построением лестницы. Очень часто элементы косоуров, консольных несущих подступенков и другого крепежа изготавливаются из нержавеющей стали или высокомарочных сортов стали под покраску и покрытия эмалями (рис.40). Внешний вид таких изделий, как говорят, — «машиностроительный». Машиностроительное качество, точность, чистота лицевых поверхностей. Распространены болтовые соединения при сборке. Отделка лицевых поверхностей стальных элементов производится методом полировки или методом напыления специальными стойкими эмалями. Многие современные дизайнеры для облегчения лестниц подвешивают их к перекрытиям вышестоящего этажа. В целом, благодаря разработке и изготовлению специализированных конструктивных элементов многие лестницы нового поколения отличаются «корабельным» дизайном. Они ажурны, прозрачны, иногда эфемерны по внешнему виду — на грани атек-тоничности, потери представлений о гравитации. Однако внешняя субтильность таких конструкций обманчива. Все фирменные лестницы тщательно рассчитываются на соответствующие их назначению нагрузки. 

В частности, это касается и деревянных лестниц. Необходимость усиления стальными профилями косоуров и конструкции ступеней в традиционном варианте во многом связана с непредсказуемостью свойств дерева, которое обычно применяется без спецобработки. Работа с сортовым дорогостоящим деревом, так же как и применение клееных слоеных конструкций, а также специальной многослойной фанеры превращает дерево в прочнейший конструкционный материал. В свою очередь это способствует повышению легкости конструкции, появлению в облике деревянной лестницы элегантной простоты. 

Отдельное направление в индустрии современных лестниц — конструкторы из унифицированных деревянных и деревометаллических ступеней. Особо эффектными в таких конструкторах являются винтовые лестницы (рис.38), собираемые из стандартных секторовидных ступеней, нанизываемых с поворотом друг на друга. Такая лестница собирается в течение нескольких часов. Другой ряд лестниц — лестницы для эпизодического использования, в частности лестницы для подъема на чердак или пожарные. Эти индустриальные изделия, наподобие стремянок, отличаются промышленным дизайном и наличием разновидностей для разных интерьеров. Для свободного доступа на чердак также применяются откидные, трансформируемые конструкции лестниц, которые с помощью специальных приспособлений спускаются с уровня чердака. 

Следует обратить внимание на ограждение. Лишь в редких случаях сохраняются модифицированные балясины. Современный интерьер способствует появлению новой эстетики ограждений — прозрачное и тонированное стекло на стальных стойках, трубчатые конструкции из металла, ажурные стальные и бронзовые решетки (рис.42), перфорированные металлические листы и т. д. 

Однако приведенный зрительный ряд не должен создавать иллюзию, что современное развитие лестниц происходит исключительно по пути облегчения, дематериализации их форм. Во многих случаях задуманный архитектором ин